Архангельск
+7 (8182) 608 611
Тюмень
+7 (3452) 290-390

Северное речное пароходство: традиции и новаторство

https://kuleshovoleg.livejournal.com/541363.html

Северное речное пароходство: традиции и новаторство

ПАО «Северное речное пароходство» — ведущая российская судоходная мультимодальная компания, работающая на всем протяжении Арктического побережья РФ. Основное направление в деятельности СРП — доставка грузов в районы Крайнего Севера. Пароходство решает комплексные задачи в сфере логистики, рейдовой выгрузки и портовых операций.

Более подробно о компании я попросил рассказать генерального директора ПАО «Северное речное пароходство» Сергея Лавонена.

— Сергей Александрович, Северное речное пароходство в 2018 году отметит 160-летие своего основания. Пароходство всегда было ведущим предприятием в Архангельской области. Как сохраняются традиции сегодня?

— Коллектив Северного речного пароходства – это опытные и высококвалифицированные специалисты, знатоки своего дела. Конечно, подходы к решению тех или иных вопросов у всех разные, но люди умеют консолидироваться при достижении поставленной цели. Коллектив сплоченный, дружный, грамотный. С таким можно горы свернуть!

Мне очень импонирует, что специалисты СРП никогда не говорят, что чего-то не знают, они отдают себя работе полностью. У пароходства славная история, есть награды и ордена, свой герб. Жаль, что у нас пока нет музея. Молодежь, которая приходит в пароходство, должна бы, пропустив через свою душу историю СРП, стать продолжателем славных традиций.

В пароходстве есть люди, которые работают многие десятилетия. К примеру, Николай Васильевич Филипьев, заместитель главного инженера, работает в СРП – 50 лет! Без переходов, увольнений. Ему за 70 лет, а голова светлая! Он ездит в командировки, приходит на работу за два часа до начала рабочего дня и поздно уходит. Как специалист он решает очень серьезные вопросы.

2. Генеральный директор ПАО «Северное речное пароходство» Сергей Лавонен / Северное речное пароходство.

— Какие услуги предоставляет ваша компания?

— Северное речное пароходство специализируется на транспортировке, перевозке и перевалке грузов в порты Балтийского, Белого, Карского морей, портопункты акватории Северного морского пути, в речные порты Обь-Иртышского, Енисейского и Ленского бассейнов.

Осуществляем погрузо-разгрузочные работы, экспедирование, хранение и переработку грузов. Поставляем минерально-строительные материалы, щебень, песок, перевозим нефтепродукты.

СРП — мультимодальная компания. То есть забираем груз из любой точки России и доставляем его разными видами транспорта в любую точку России.

Пароходство занимается дноуглубительными работами. К примеру, в 2017 году по контракту с ООО «Газпром флот» объем работ в акватории причальных сооружений пароходства составил более 500 тыс. м3.

3. Северное речное пароходство / Северное речное пароходство.

— В чем ваши конкурентные преимущества?

— Одним из главных преимуществ нашего пароходства, по сравнению с другими судоходными компаниями, является богатый опыт пионерных высадок в труднодоступные пункты. Такие высадки, по требованию заказчика, могут сопровождаться полным комплексом услуг по перевалке грузов. А именно: обеспечением проходных глубин, установкой временных причальных сооружений, погрузо-разгрузочными работами собственными плавучими кранами, разворачиванием временных жилищных комплексов и площадок хранения, доставки грузов автотранспортом от точки выгрузки из судов до временных складских площадок и т.д.

Для таких сложных операций нашей компанией успешно используется собственная разработка — временное причальное сооружение (ВПС).

ВПС применяется при проведении погрузо-разгрузочных работ в условиях малых глубин, отсутствия подходов к точке погрузки/выгрузки, в случае затопляемости береговой полосы. ВПС представляет собой быстро-сборную конструкцию из труб большого диаметра, сваренных между собой в одной плоскости. Конструкция ВПС позволяет переваливать оборудование, сыпучие и др. материалы, технику весом до 100 тонн. Длина ВПС кратна длине плавучего крана и обеспечивает надежную швартовку при штормовых и шквальных ветрах.

Пароходство успешно специализируется на доставке грузов в зимний период с выгрузкой на ледовый припай, предоставляя полный комплекс услуг, включающий организацию ледокольного обеспечения, обустройство ледового припая и зимней ледовой дороги.

4. Выполнение буксировки СПБУ «Амазон» из порта Сабетты в порт Ямбург / Северное речное пароходство.

— Какова география работы и кто выступает заказчиками?

— Основные регионы работы — это Арктическое побережье России, а основные заказчики: «Газпром», «Лукойл», «Новотек» и их подрядчики.

Оказываем услуги в перевалке и перевозке грузов в порт Саббетта (ЯНАО). Заказчиком является ОАО «Ямал СПГ». Подрядчиками перевозки грузов в п. Ямбург и на Салмановское месторождение (ЯНАО) выступают ООО «Арктик СПГ-2», ООО «Газпром Ямал», ООО «Газпром бурение» др.

Пароходство имеет богатый опыт в транспортировке тяжеловесных крупногабаритных грузов, элементов газотурбинных блоков, турбинных колес, буровых установок. Наши заказчики: Сургутская ГРЭС, Няганьская ГРЭС, Красноярская ГЭС, ООО «Буровая компания «Евразия», ООО «Новоуренгойская буровая компания», ООО «Газпром бурение».

5. Погрузка уникальных гигантских колёс на теплоход Северного речного пароходства СТК-1020, который отправится на Красноярскую ГЭС / Северное речное пароходство

— Какой материальной базой располагает Северное речное пароходство?

— Пароходство оперирует флотом, в состав которого входят суда смешанного типа «река-море», морские суда и более 160 судов внутреннего плавания различного назначения.

В частности, морские крановые суда ледового класса 1АSuper — Arc-5 (в количестве 2 единиц). Суда типа «Сормовский» (в количестве 2 единиц). Сухогрузные суда «СТК» (в количестве 3 единиц). Буксиры-толкачи (в количестве 50 единиц). Баржи-площадки сухогрузные (в количестве 85 единиц). Баржи нефтеналивные (в количестве 6 единиц). Плавучие краны (в количестве 8 единиц).

Материальную базу стараемся совершенствовать, проводим ремонты судов, обновляем корпуса, ставим новые двигатели, то есть все, как в обычном транспортном предприятии, которое хочет долго работать, и главное — работать эффективно на перспективу.

У пароходства есть производственные участки — опорные базы – они расположены в устьевом порту Лабытнанги, портах Ямбург, Сабетта, Харасавэй, Газ-Сале (ЯНАО) и портах Архангельск и Котлас (Архангельская область). На опорных базах функционирует производственная и бытовая инфраструктура, позволяющая вести прием грузов с водного, железнодорожного и автомобильного транспорта. На производственных участках пароходства осуществляется складирование грузов, их перевалка для дальнейшей доставки на объекты заказчиков.

6. Выгрузка с сухогруза СРП «Сормовский -3063» на плавкран СПК-19150 / Северное речное пароходство

— Сергей Александрович, какие положительные тенденции в развитии СРП вы могли бы отметить?

— Пароходство активно расширяет зону своего присутствия. В навигацию 2017 года флот СРП осваивал дальневосточное направление, впервые пришел на Дальний Восток, пройдя Северным морским путем и сибирскими реками. Наши суда достигли портов Певека и Якутска, портопунктов на реках Лена и Колыма — заказчиком выступил ООО «ЭнергоСпецРемонт». Уникальная операция была осуществлена нашей компанией, когда из Санкт-Петербурга в Красноярск, по трассе Севморпути и р. Енисей пароходство доставило два гигантских колеса гидротурбин для модернизации одной из крупнейших в России и Европе Красноярской ГЭС (заказчик — АО «ЕвроСибЭнерго»).

Годом ранее, впервые в новейшей истории Российского судоходства, наша компания осуществила перевозку по Северному морскому пути — маршрутом порт Шанхай (Китай) – порт Сабетта (ЯНАО), с прохождением по трассе Севморпути в сложной метеорологической обстановке в декабре. Заказчиком операции выступил ОАО «Ямал СПГ». Ледокольное сопровождение осуществлял а/л «50 лет Победы».

— Как в каждом предприятии в пароходстве есть проблемные вопросы, которые приходится решать? Что больше всего беспокоит?

— Проблемы — это неустроенность портопунктов по трассе, низкая платежеспособность предприятий, которая связана с кризисом, и нехватка кадров по северам.

— Повлияли на работу СРП санкции и кризис?

— Санкции сказываются, поскольку они наложены на ведущие российские предприятия нефте- и газодобывающей отрасли, понизилась их платежеспособность. Графики платежей сильно растянуты и иногда уходят на следующий год, а отсрочка платежей достигает 150-210 суток.

Также одним из «минусов» является стремительный рост цены на топливо для судов.

7. Теплоход Северного речного пароходства «Сормовский -3063» / Северное речное пароходство.

— Как в СРП решается кадровая проблема?

— Частично, мы занимаемся обучением, наставничеством, то есть, берем стажеров-практикантов и обеспечиваем им наставников. Радует, что многие из них после окончания учебных заведений возвращаются к нам в компанию.

Но проблема нехватки кадров есть. К сожалению, она связана с демографией и со снижением престижа работы в нашей отрасли. Надеемся, что ситуация будет меняться. Стараемся высоко держать флаг предприятия, флаг моряков и речников. Стремимся, чтобы люди приходили к нам и держались.

— У предприятия есть неизрасходованный потенциал развития? Каков он у Северного речного пароходства?

— Перспективы отчасти связаны с расширением спектра наших услуг. Прежде всего, расширением ремонтной базы судов в зимнее время, что должно приносить дополнительные доходы СРП. У нас есть серьезная материальная база — гостиницы, столовые, общежития, и нам необходимо этот ресурс также активно использовать, расширяя зону своей деятельности.

— Какие перспективы вы видите для компании на ближайшие годы?

— Что касается будущего, то я вижу его в развитии Северного морского пути и создании базовых объектов на этой трассе. Думаю, что до 2025 года у нас будет активная работа в этом направлении. Зона действия нашей компании расширяется, а это означает гарантированный новый рынок.

Надеемся, что практический опыт и успешная деятельность Северного речного пароходства, старейшей судоходной компании России, будет востребована. Мы всегда готовы к плодотворному сотрудничеству в сфере мультимодальной логистики, рейдовой выгрузки и портовых операций в летнюю и зимнюю навигацию.

Беседовал Олег Кулешов