Елена Бертрам: «Надо сохранять хорошие флотские традиции!»
Мы продолжаем рассказывать о замечательных сотрудниках Северного речного пароходств
Согласитесь, что особенный интерес вызывают женщины, работающие в такой, казалось бы, сугубо мужской профессии как судоходство.
Наша собеседница, более того, обладает обширным опытом в этой сфере, и руководит очень важным направлением в судоходной компании.
Скоростное маневрирование и динамичное движение речного флота – стихия, в которой она живет.
Знакомьтесь: Елена Владимировна Бертрам, начальник Службы перевозок и движению речного флота.
— Елена Владимировна, расскажите, как происходил Ваш выбор профессии?
— Изначально, когда я училась в школе (в небольшом городке на Северном Урале), у меня была мечта поступить в мореходное училище и выучиться на радиста, потому что в детстве я занималась в радиокружке, и эта сфера мне была особенно интересна.
Учась в школе, я писала письма во все мореходные училища Советского Союза, но везде мне отказали, потому что на тот момент нигде не было предусмотрено общежития для девочек. Да и на обучение не брали.
И тогда я поступила в геологоразведочный техникум. И в это же самое время моя знакомая сообщила, что в г. Сумкино, под Тобольском, в речное училище учат на радистов. И я сразу же забрала документы из техникума и поехала поступать.
Приехала, мне снова отказали, мотивируя тем, что обучают радистов-электромехаников и только мальчиков. Пришлось идти к директору училища и меня зачислили. В результате, в нашей группе была сначала я одна, позже приняли еще двух девочек и 32 мальчика.
Так сбылась моя мечта!
— Как складывался Ваш дальнейший путь?
— Во время учебы была практика на теплоходе «двухтысячнике» (мощность т/х 2000 л. с.- ред.) Затем меня распределили на работу в Обь-Иртышское пароходство в управление, на должность радиста, но пока оформляли, перенаправили на флот. Первая моя навигация была в 1988 году на пассажирском теплоходе «Михаил Светлов». Мы ходили маршрутом Тобольск-Новосибирск.
Когда я начинала работать в плавсоставе, один капитан мне посоветовал идти учиться дальше на штурмана. Я так и поступила. Отработав пятнадцать навигаций, параллельно закончила обучение в Новосибирской Академии Водного транспорта, а затем ушла на берег. В 2004 году пришла работать в Обь-Иртышское пароходство в качестве диспетчера, а с 2005 года стала главным диспетчером этого же пароходства.
Постепенно наступило неминуемое профессиональное выгорание. Мне стали интересны другие сферы деятельности, и ушла в строительную компанию начальником отдела логистики. Наша компания выполняла госзаказы на Крайнем Севере (Красноселькуп, Толька, где велось муниципальное строительство). Я занималась организацией доставки стройматериалов водным, железнодорожным и авто-транспортом. Но к сожалению, через два года работы компания обанкротилась.
И в это время, в 2013 году, меня пригласили в компанию «Реском-Тюмень», в должности начальника Службы перевозок и движению речного флота. И далее — в Северное речное пароходство.
— Как Вы сравниваете работу на флоте в то время и сейчас?
— Когда я работала в плавсоставе нам было интереснее работать, и веселее! Была романтика! Мы даже не спрашивали, сколько будем зарабатывать, шли только из-за того, что можем побывать в других городах, на севере, увидеть, как живут коренные жители, полюбоваться северным сиянием.
Капитаны были молодые, по 25-30 лет, и команды такие же по возрасту, поэтому легко находили общий язык и взаимопонимание.
Сегодня капитану, как правило, за 50, а молодежь все больше зависает в «гаджетах». Молодые хотят сразу зарабатывать большие деньги. Есть недопонимание между поколением отцов и детей. Извечная история!
У нас были хорошие традиции. День речника мы отмечали стенгазетами, песнями, практикантов «принимали в речники»…
Нам было интересно и в профессии. Экипажи старались выполнить и перевыполнить по перевозкам ежемесячные планы. Стимулы были — премии. Однажды, когда мы перевыполнили план, я при зарплате в 200 рублей, получила премию 1,5 тысячи рублей. Это была очень значительная сумма. Большая разница — в 5 раз больше зарплаты. И это был отличный стимул.
— Какие болевые точки Вы бы отметили в состоянии современной отрасли?
— Если судить по нашей компании, то одна из главных проблем это формирование кадрового состава, в том числе Службы перевозок и движению речного флота. Не хватает диспетчеров на ответственных участках работы, например, в Ямбурге. Каждый год мы принимаем практикантов из профильных вузов и училищ, стараемся обучить их и вырастить как специалистов, но не у всех студентов есть желании дальше оставаться в профессии, и не все остаются работать у нас на участках.
— Как бы Вы оценили минувшую навигацию?
— Мы выполнили полностью все задачи по запланированному объему перевозки .
Но все-таки из-за не укомплектованности экипажей в эту навигацию у нас простояло два теплохода класса М-СП на холодном отстое. Кадровый голод ощущается во всех сферах нашей отрасли.
Но, знаете, есть некая перспектива у нас, как у растущего предприятия, что в будущую навигацию к нам люди придут. Появилась заинтересованность у потенциального плавсостава прийти работать именно в нашу компанию. У нас хорошие условия, социальный пакет, зарплаты приличные, и мы стараемся условия работы на уровень повысить.
Когда я с капитанами разговаривала, да, они тоже довольны минувшей навигацией. Отмечают, что с каждый годом у нас становится все лучше. Поэтому люди к нам возвращаются и переходят с других судоходных компаний.
-Что бы Вы сказали о работе Службы перевозок и движению речного флота?
— Служба работала как всегда напряженно и ответственно. Я бы отметила работу всех наших специалистов, но, особенно, Алексея Геннадьевич Чернова, главного диспетчера. Он большой молодец! Алексей Чернов в прошлом работал в плавсоставе, поэтому ему все знакомо и понятно, ему проще общаться с экипажами судов .
В нашей Службе также работают и девочки, вчерашние студентки. Так что мы, женщины, незаменимы!
— Отметите ли кого-то из экипажей, кто особенно отличился в минувшую навигацию?
— Мне бы очень хотелось отметить экипаж теплохода «Поморье-2». Это один из молодых экипажей, но они работают стабильно долгое время все вместе, рядовой состав профессионально растет. Особенно я бы отметила капитана Артема Сергеевича Гобанова, который всегда внесет предложение по улучшению и безопасности работы судов , подскажет и поможет. Инициативный капитан, умеющий брать ответственность на себя.
— Елена Владимировна, в завершение разговора хотелось узнать о Вашем увлечении мототехникой!
— Да, мотоциклы — это была моя мечта детства! В детстве мы все катались,(мобильных телефонов и компьютеров, к счастью, в то время не было), наши старшие друзья во дворе научили! Но, в связи со спецификой работы, мне никак не удавалось найти время сдать на категорию. Ну никак не позволял график работы, занятость. И вот, три года назад наконец-то свершилось чудо — нашла автошколу с гибким графиком обучения. И я быстренько отучилась, сразу сдала все экзамены, купила мотоцикл, села и поехала! Сейчас посещаю тренировки по мотоджимхане — это спортивное испытание по скоростному маневрированию (фигурное вождение мотоцикла на время)!
— Спасибо Вам за интересный рассказ о себе! Дальнейших Вам успехов на профессиональном поприще и хороших результатов в любимом увлечении!
Беседовала Мария-Изабэлла Засецкая.