«Кулацкое хозяйство» Георгия Силина
Георгий Кузьмич Силин с 2012 года возглавляет обособленное подразделение Северного речного пароходства в г. Лабытнанги (ЯНАО). Сегодня ОП «СРП-Ямал» — это мультипроизводственная база, включающая портовый, грузовой и производственные участки, судоремонтные мастерские, лаборатории, общежитие для сотрудников подразделения. Численный состав — порядка двухсот специалистов.
В минувшие годы под руководством Г. К. Силина, профессионала высокого класса, специалиста с большим опытом производственно-хозяйственной деятельности, подразделение «СРП-Ямал» переживало этап становления. Формировался коллектив единомышленников, для которых профессиональные качества — дело совести и чести. Развивалась техническая база, создаваемая инженерным составом предприятия. О том, как это происходило, о своих жизненных принципах поделился в беседе с нами руководитель ОП СРП-Ямал Георгий Кузьмич Силин.
— Расскажите, пожалуйста, как складывался Ваш профессиональный путь?
— В своё время я начинал учёбу в Ставропольском политехническом институте, а заканчивал — в Тюменском нефтегазовом институте. После окончания вуза, в 1980 году, сразу ушёл работать на реку. Сначала был мастером в ремонтно-механических мастерских Тюменского речного порта, затем начальником РММ. Спустя 9 лет, и в возрасте 32 лет стал главным инженером порта. В 1988 году — главным инженером Уренгойского речного порта. По окончанию контракта, вернулся снова в Тюменский речной порт на должность главного инженера.
В 2002 году приглашён на должность главного инженера Обь-Иртышского речного пароходства. В 2007 году уехал работать директором машиностроительного завода в г. Кандалакши, Мурманской области. Профиль завода был ориентирован на морской и речной флот, выпускались запасные двигатели и дельные вещи для флота. Затем был директором машиностроительного завода, по такому же профилю, в Туапсе. С 2012 года возглавляю обособленное подразделение «СРП-Ямал».
— У Вас очень большой опыт производственно-хозяйственной деятельности. А кто для Вас в жизни является примером?
— Прежде всего, я хотел бы сказать, что идеалом для меня всегда остаётся мой отец. Всю Великую Отечественную войну он прошёл рядовым, в пехоте. Весь израненный, вернулся с войны 1947 году. Награждён двумя Орденами Славы, Орденом Красной Звезды, Орденом Отечественной Войны, медалью «За отвагу» и многочисленными наградами за Победу. Воспитал семерых детей, я — самый младший. Очень горжусь своим отцом!
-Подразделение СРП-Ямал — довольно молодое предприятие, и еще совсем недавно переживало процесс становления. Расскажите, пожалуйста, как это происходило?
— Начинали мы весьма проблемно. Все годы шла жесткая ротация личного состава. Ключевые должности сменялись несколько раз подряд. В результате у нас сформировался костяк руководителей, на мой взгляд, с отличными хозяйскими качествами. В шутку я называю своих коллег «кулаками». Конечно, в производстве бывают разные ситуации, но считаю, что сегодня коллектив у нас хороший.
— Какие принципы Вы считаете главными при формировании коллектива?
— В нашем подразделении «СРП-Ямал» очень широко культивируется многопрофильность. Любой руководитель, любого звена — взаимозаменяем. Например, у нас начальник ремонтного участка может заменить главного энергетика, а мастер по ремонту флота — начальника. С первого дня мы культивируем профессиональный универсализм. Важно, чтобы коллектив был единой командой.
Приветствуется и творческий подход к делу. Есть у нас свои «Кулибины»! Радует, когда молодые специалисты СРП-Ямал проявляют творческую инициативу. Под моим началом они построили несколько мастерских: по ремонту сварочного оборудования, электродвигателей, топливных насосов. В данное время достраивается участок по ремонту газорезательного оборудования, а также столярная мастерская для ремонта жилых помещений теплоходов.
— Кто сегодня трудится в СРП-Ямал?
— Средний возраст руководителей ОП «СРП-Ямал» — тридцать лет. 90 процентов руководящего состава мы вырастили сами, в своём коллективе. Ребята приходили к нам рядовыми слесарями, стропальщиками, и за эти годы «выросли» — стали руководителями. Главный механик Леонгард Игорь Анатольевич был сначала заместителем начальника РМУ, сейчас — главный механик подразделения. Зелинский Максим Васильевич начинал слесарем, стал начальником ремонтного района. Парфёнов Сергей Валерьевич работал стропальщиком, затем слесарем, и «вырос» до начальник первого грузового района. Главный энергетик Главный энергетик Аcхат Тимергалеевич Фасхутдинов был электриком, инженером КИПа — ныне он главный энергетик. Конечно, я обращаю пристальное внимание на деловые качества специалиста, и если он проявляет себя с должной стороны, то стараюсь его «подрастить».
Мы очень дорожим нашим «золотым» фондом — мастерами солидного возраста и бесценного профессионального опыта. Наши ведущие специалисты, корифеи своего дела: токарь-фрезеровщик Сергей Александрович Галле, мастер по ремонту двигателей Федор Иванович Абрашин. токарь-фрезеровщик Добычин Александр Семёнович, крановщик портальных кранов Иван Васильевич Качалов. Кстати сказать, на День речника в этом году они были награждены Почётными грамотами за отличную работу.
-Как Вы оцениваете потенциал молодого поколение речников?
— По человеческим качествам наша молодежь — замечательная. Но, к огромному моему сожалению, профессии их никто не учил по-настоящему. Потеряна базовая подготовка в школе. Профессионалы не приходят ни из институтов, ни из других учебных заведений. Порой поражаешься уровню знаний! Приходящие к нам начинают это понимать, и стараются как-то восполнить пробелы. Бывает, конечно, что поругиваю молодых, но больше жалею. Я занудливый, и очень много читаю лекций. В прямом смысле! По экономике, по специальности. Надоедаю! Но результат они ощущают. И кто-то вырастает из простого исполнителя, становясь думающим специалистом.
Для них я только на 40 % руководитель, а во всём остальном — наставник. Учу так: делают что-то, даю общую схему, и не подсказываю. Переделывают по шесть-семь раз! Спрашивают меня: «Вы специально, что ли не говорите как надо?!» Отвечаю: «Конечно, специально! Я ж вас думать учу! Вот когда научитесь, тогда буду спокоен!»
— Как изменилась работа подразделения за последние годы?
— К примеру, если сравнивать объёмы судоремонта: в 2012 году у нас на обслуживании находилось полтора десятка единиц флота. В 2017 году на судоремонте только в Лабытнанги было около 50 единиц. Кроме того, сегодня наши специалисты проводят ремонт не только в Лабытнагах, но в п.Газ-Сале, Сабетте, Ямбурге, г. Сургуте — порядка 70 единиц. Этой осенью ожидаем приход нового дока, с его введением объём судоремонта увеличится. С его введением появится возможность расширить ремонтную базу подразделения, увеличить ремонтные участки, сконцентрировать в Лабытнангах большой объём судоремонта.
— Георгий Кузьмич, какие Вы видите проблемы в целом в речной отрасли?
— После долгих лет стагнации, на мой взгляд,начинают появляться некие предпосылки для позитивных изменений. Но они столь незначительны, что сложно говорить по большому счёту. Проблем — море. Например, дичайшая не востребованность старых специалистов. У меня есть круг товарищей, которые живут в Питере, в Москве — это высочайшего класса судостроители! Имеют громадный опыт. И не востребованы!.. Почему? На мой взгляд, сегодня часто бывает, что «высокие» посты занимают люди не имеющие соответствующей специальности. Этого рода руководители не хотят видеть рядом специалистов более высокого уровня, обнажающих их некомпетентность. Я не единожды убеждался, что в России это сейчас широко распространилось.
В нашем Северном речном пароходстве, слава Богу, другая ситуация. У нас работают специалисты высочайшего класса, с опытом работы на флоте 20-30-40 лет.
— Что же делать в таком случае, на Ваш взгляд?
— Нужно молодежь растить! Начинать надо со школы, с профессионально-технических училищ, с изменения начальной ступени профессионального образования. К примеру, в 2004 году ликвидировали младшие специальности в экипажах речных судов. В результате, перестали учить по этим специальностям, уничтожили преемственность. Теперь вопрос: где брать рядовой состав?…
В своё время с 8 класса мы учились работать на станках, изучали автодело, школу заканчивали с водительскими правами. Где это сейчас?… А каково идеологическое воспитание? Его просто нет. Но без этого нельзя достойно воспитать молодое поколение. Миллион раз обсуждалось всё на высоком уровне, но результатов практически нет.
Какой процент выпускников идёт в речную отрасль после окончания профильных учебных заведений? Пять процентов. И это не только их вина, что они не идут работать по специальности. Должны быть социальные преференции, чтобы люди стремились в речной флот. Сегодня их нет… А ведь так сложно зимой работать в машинном отделении, перебирать железки! Вот, молодёжь и решает: не лучше ли пойти охранником?
Да, я для своих молодых специалистов стремлюсь быть не просто руководителем, но наставником. Подтягиваю их до уровня, стараюсь давать то, что они недополучили в школе, в училище, в институте. А кто, если не мы, будет учить наших мальчиков?!
— Северное речное пароходство в 2018 году отметит 160-летие своего основания. Ваши пожелания коллегам
— На мой взгляд, осознавать себя причастным к предприятию, история которого исчисляется 160-летним возрастом, весьма почётно. Желаю в юбилейный год всем нам и далее плодотворно трудиться, а предприятию существовать многие и многие годы!
Беседовала Изабэлла-Мария Засецкая.