Архангельск
+7 (8182) 608 611
Тюмень
+7 (3452) 290-390

Женщина побеждающая железо. Интервью с Ириной Карзиной

Северное речное пароходство, одно из старейших в Архангельске, в 2018 году отметит 160-летие своего основания. Честь и гордость Архангельска и области — плеяда тружеников пароходства. С одним из таких уникальных для нашего времени человеком из «породы» первоклассных знатоков и асов своего дела, которые начинали свой трудовой путь в до-перестроечные годы и остались верны профессии и коллективу, до сих пор работают в пароходстве, мы и побеседовали.

Ирина Аркадьевна Карзина — заместитель начальника службы технической политики, ведущий инженер-конструктор ПАО «Северного речного пароходства». Окончила Николаевский кораблестроительный институт по специальности «кораблестроение». В конструкторском бюро Северного речного пароходства работает с декабря 1983 года. Занимается проектированием, модернизацией, переобрудованием водного транспорта.

Расспросили её о былой и сегодняшней жизни пароходства.

 

— Ирина Аркадьевна, женщины с технической, инженерной профессией всё же редкость. Как правило, женщины чаще «гуманитарии» по своему складу. А Вы работаете с «железом» и огромными механизмами… Как Вы выбирали профессию?

— Я расчетчик-конструктор по своей натуре, нисколько не гуманитарий. Мне всегда было проще с физикой и математикой, и при выборе профессии у меня не было дилеммы между, скажем, историческим или кораблестроительным факультетами. Считаю, что человек с техническим образованием может всё!

Как вспоминаете то время, когда Вы пришли в Северное речное пароходство?

— В тот год, когда я пришла работать в пароходство, в коллективе конструкторского бюро СРП трудилось двадцать четыре специалиста. В пароходстве было два четырехэтажных, полностью заполненных сотрудниками, здания, наш отдел занимал почти половину этажа в одном из них. Объем работы был очень большой, ведь судов в пароходстве насчитывалось более 900 единиц! В конце 80-х начались перемены, а когда началась приватизация, то очень многие службы СРП сократили, ушли целые отделы. Количество флота значительно уменьшилось, и специалистов в нашем КБ осталось всего … четверо.

— Каковы основные направления деятельности конструкторского бюро?

— Флоту постоянно требуется ремонт, модернизация и постоянный надзор. Сначала КБ разрабатывает документацию, потом служба судового хозяйства внедряет все это на судне. В 90-е годы и начале 2000-х река замерла для перевозок, речных грузов было очень мало. В эти тяжелые годы мы стали повышать «класс» нашим судам – баржам и буксирам — и выводить их в море, чтобы у пароходства была работа. Тем более, что Российский Речной Регистр расширил свои владения и на трассе Северного морского пути появились районы, в которых разрешено плавание судов с классом Речного Регистра.

Одновременно с переклассификацией занимались переоборудованием и модернизацией барж: ставили на них надстройки, грузовые краны. Таким образом, получалось автономное несамоходное грузовое судно, имеющее возможность погрузки-выгрузки на не оборудованный берег. Таких барж у нас было две, на них на Варандей и в другие портопункты Белого и Баренцева морей перевозились самые разные грузы — уголь, трубы, строительная техника и многое другое.

В 2007 году наше КБ начало разрабатывать проект наплавного моста. Под понтоны моста мы переоборудовали корпуса судов, которые оказались «не у дел». Первый наплавной мост по нашему проекту установили на Сульфате. Другие мосты, построенные по нашим проектам работают на Пинеге и Вычегде.

— Чем занимается КБ в данное время?

— Основная наша работа в последние годы — это переклассификация судов. Мы разрабатываем проекты переоборудования судов, которым возможно поднять класс Регистра и перевести их, например, из судов внутреннего плавания в суда смешанного (река-море) плавания. Кроме того, сейчас мы работаем над обновлением понтонов наплавного моста на Пинеге. Разрабатываем проект замены двух понтонов из четырех. А выведенные из состава моста понтоны будут обновлены и останутся как обменный фонд для ремонта остальных понтонов моста.

Самый масштабный проект на сегодня в нашей работе — строительство плавучего дока на базе баржи проекта Р171. Плавучий док мы строим впервые, очень сложный проект, очень много расчётов, масса чертежей.
Готовый плавдок планируется установить в Обской губе. Он будет использоваться для ремонта нашего флота, который работает в том районе. Над проектом наш небольшой коллектив трудится второй год. Честно говоря, рук не хватает, поскольку работают над этим всего-то два конструктора. Поэтому проект мы разрабатываем совместно с ООО ПБ «Флагман» (Новосибирск).

 

— Каковы на Ваш взгляд перспективы развития Северного речного пароходства?

— В целом, все кризисы-перестройки наше пароходство пережило «на плаву». Как-то вытягиваем! Наверное, потому что более мобильные, по сравнению с узко направленными компаниями, ведь у нас работает флот смешанного (река-море) плавания. Так что, пароходству, я думаю, еще работать и работать! Если говорить о нашем конструкторском бюро, то и у нас работы видимо-невидимо на много лет вперед.

Атмосфера в пароходстве всегда была очень теплая, домашняя. Все друг к другу по доброму относились. Не было «дележки» на отделы или междоусобицы. Очень сплачивали нас субботники и демонстрации, совместно проводимые праздники и поездки за грибами и ягодами. Очень хочется, чтобы эти традиции возродились!

— Чем Вы любите заниматься в свободное от работы время? Ваши хобби, увлечения, предпочтения?

— В свободное время люблю читать, вернее сказать — слушать аудиокниги, даю глазам отдых от компьютера. В советское время много шила и вязала, теперь необходимости нет. Общаюсь с детьми и внучкой, с друзьями, их у меня много и в Архангельске и в других городах и странах. Люблю путешествовать, стараюсь в отпуск ездить каждый раз в какое-нибудь новое место.

P.S. В советский период СРП было крупным предприятием, располагавшим огромным флотом (900 единиц!), судоремонтными и судостроительными заводами. Пароходство строило для своих работников гостиницы, столовые, жилые дома. В СРП работало несколько тысяч северян.
Сегодня ПАО “Северное речное пароходство” — ведущая судоходная и логистическая мультимодальная компания, работающая на протяжении всего Арктического побережья РФ, которая занимается доставкой грузов в районы Крайнего Севера и решением комплексных задач в сфере логистики, рейдовой выгрузки и портовых операций.Пароходство оперирует флотом, в состав которого входят суда смешанного типа «река-море», морские суда и более 160 судов внутреннего плавания различного назначения.

Беседовала Изабэлла-Мария Засецкая.