Архангельск
+7 (8182) 608 611
Тюмень
+7 (3452) 290-390

Из истории легендарного парохода «ПАВЛИН ВИНОГРАДОВ» («МУРМАН»)

История легендарного парохода «Павлин Виноградов», изображение №3
На фото Михаил Федорович Ершов капитан парохода «Павлин Виноградов». 1935 г. Являлся мастером по проводке большегрузных плотов с лесом до 70 000 тонн.

История Северного речного пароходства.

ИЗ ИСТОРИИ ПАРОХОДА

«ПАВЛИН ВИНОГРАДОВ» («МУРМАН»)

«Имена судов, которые бороздят голубые дороги Поморья, напоминают нам о наших предках,

трудом которых сооружались

торговый и военный флоты…»

В.Грехов

Корабли, как и люди, имеют свою судьбу. Я хочу рассказать о судьбе буксирного парохода Северного речного пароходства «Павлин Виноградов» (до 1918 г. — «Мурман»), более полувека бороздившего северные реки, и о людях, в разное время работавших на нем.

Первые паровые суда появились на Северной Двине в 1857 г., а в 1917 г. их было уже 408. Это были товарно-пассажирские и буксирные пароходы. Акционерные общества, судовладельцы Архангельской и Вологодской губерний заказывали постройку буксирных и пассажирских пароходов Коломенскому и Сормовскому заводам. Пароход «Мурман» был построен

на Коломенском заводе в начале XX века. В 1918 г. суда частных компаний национализировали, и было образовано Государственное речное пароходство. С открытия навигации 1918 г. и до захвата Архангельска интервентами в августе 1918 г. речники Севера вывезли тысячи тонн военных

грузов, боеприпасов, каменного угля, поступивших в Архангельск из стран

Антанты во время Первой мировой войны, а также частично эвакуировали

население, вывезли архивы учреждений и почти полностью вывели

речной флот.

2 августа 1918 г. интервенты высадились в Архангельске, а накануне

вечером из Архангельска уходил последний крупный пароход — «Мурман», который должен был буксировать пассажирский дебаркадер, груженый имуществом Управления речного пароходства. Но случилось так, что на пристани появились белогвардейцы и попытались захватить пароход.

Капитан Я.А.Дуркин дал команду сбросить с гака буксир, поданный на

дебаркадер, и пароход, несмотря на обстрел белогвардейцев, немедленно

отошел от пристани. Следуя порожним вверх по реке. «Мурман» снимал с

морских тральщиков команды и увозил их в Котлас.

С 4 августа, когда ушедшие из Архангельска суда уже находились в

Котласе и Великом Устюге, в связи с реальной угрозой захвата интервентами Котласа развернулась энергичная деятельность по созданию Северодвинской речной военной флотилии. Эту работу возглавил Павлин Федорович Виноградов — рабочий Сестрорецкого завода, участник штурма

Зимнего дворца, который в 1918 году находился в Архангельске для оказания продовольственной помощи Петрограду, а затем был оставлен там

же для работы в губисполкоме. Узнав о захвате Архангельска.

П.Ф.Виноградов. находившийся в этот момент в Шенкурске, начал немедленно действовать: выехал в Котлас и приступил к созданию первых боевых отрядов и Северо-Двинской флотилии.

Первоначально для военных операций были выделены пароходы

«Мурман», «Могучий», «Любимец», «Вельск», «Светлана» и «Учредитель», спешно переоборудованные в канонерские лодки. Судоремонтные мастерские Михайловского завода в течение двух суток вооружили эти

суда. На них установили пулеметы, закрыли стальными листами штурвальные рубки. оградили мешками с песком машинные отделения. Работа шла непрерывно. Грохот и скрежет металла не затихал круглые сутки.

С переоборудованными на военный лад судами П.Ф.Виноградов в ночь

с 10 на 11 августа 1918 г. вышел из Котласа и, продвигаясь к Двинскому

Березннку, вступил в бой с силами противника. Вот как об этом доклады59

вал сам П.Ф.Виноградов в Реввоенсовет Республики 13 августа 1918 года:

«Подходя к Березникам, я обнаружил присутствие на его рейде 5 пароходов. стоявших под огнями и нс открывавших огня. Став на расстоянии три

версты от берега, я скомандовал «огонь»… послышался пулеметный огонь со стороны противника, на который я ответил ураганным огнем артиллерии. …Противник все время отвечал мне ураганным пулеметным огнем и сравнительно редкими орудийными выстрелами. …Я подошел на расстояние 100 сажень к противнику, расстреливая его прямо в упор и осыпая

ураганным пулеметным огнем. Весь бой длился 2 часа 10 минут… Неприятель понес большие потери. Все пять пароходов были повреждены. Речная флотилия остановила продвижение интервентов на Котлас… За время

боя военная команда вела себя образцово. Повиновение распоряжениям

было полнейшее… дисциплина была великолепная».

В течение всего боя руководивший действиями флотилии П.Ф.Виноградов безотлучно находился на капитанском мостике. Оценивая

результаты боя он писал: «Главный выигрыш в произведении морального эффекта, так как нападали мы в меньшем числе, но с безумной смелостью».

Это был всего лишь первый бой, положивший начало военным

действиям флотилии. Война на Севере продолжалась. В двадцатых числах

августа П.Ф.Виноградов получил подкрепление. Это позволило начать

подготовку к наступлению с целью освобождения устья р. Ваги и Двинского Березника. Однако 8 сентября 1918 года осколком вражеского снаряда у д. Шидрово П.Ф.Виноградов был убит.

14 сентября 1918 года газета «Правда» посвятила П.Ф.Виноградову

статью. В ней говорилось: «…Его колоссальной энергии, силе организаторского таланта и отваге мы обязаны тем. что продвижение англофранцузов к Котласу было приостановлено». После гибели Павлина Федоровича флагманский пароход флотилии — «Мурман» — переименовали в

«Павлин Виноградов». Его именем были названы улицы в Архангельске и

Котласе, район в Архангельской области. А речная флотилия и сухопутные части продолжали вести напряженные бои с превосходящими силами

противника. С открытием навигации 1919 г. Северо-Двинская флотилия

снова включилась в борьбу. Она активно участвовала в разгроме белогвардейского отряда Орлова на Вычегде. Летом 1920 г., после окончания Гражданской войны на Севере. Северо-Двинская речная военная флотилия

была расформирована.

За мужество, проявленное в боях с интервентами, в числе многих были

награждены: И.Ф. Глазастиков — комендант канонерской лодки «Павлин

Виноградов». Макаров — руководитель огнем также с «Павлина Виноградова». 16 ноября 1918 г. командующий 6-й армией В.М. Гиттис так охарактеризовал работу северных речников: «…считаю своим служебным долгом

отметить образцовую работу в Котласском районе речников национализированного речного флота… Помощь доблестных речников неоценима…

Без их скромного, но самоотверженного содействия не обходился ни один

шаг наших красноармейцев и моряков».

Гражданская война н интервенция нанесли огромный ущерб речному

транспорту России. Но к 1925 г. объем перевозок вновь начал расти как на

пассажирских, так и на буксирных судах. Строилось много новых судов и

барж, речной флот обновлялся. В годы первой пятилетки был построен

Лимендский судоремонтно-судостроительный завод. Основным грузом на

реках Северо-Двинского бассейна оставался лес. велась его перевозка плотами, с ростом лесозаготовок рос и объем сплава. Буксиров не хватало,

приходилось прибегать к самосплаву. Большой молевой сплав леса серьёзно осложнял работу судов на реках Севера. К тому же первое время пароходы с плотами ходили только в светлое время суток, с наступлением темноты они вынуждены были до рассвета стоять у берега. Перевозили также

печорский уголь, перебрасывали баржами и пароходами на новые места

жительства раскулаченных крестьян. Для перевозки раскулаченных требовалось много новых судов, но их выделено не было.

В 1935 г. в стране развернулось стахановское движение. Инициатором

стахановского метода на речном транспорте стала команда буксира «Павлин Виноградов», развернувшая соревнование за проводку большегрузных

плотов. Капитаном «Павлина Виноградова» в 1930-е гг. был Михаил Федорович Ершов, работавший на речном транспорте с 1911 года. Он еще до

войны первым начал водить большегрузные плоты, за что в 1940 г. был

удостоен ордена Ленина. Вождение большегрузных плотов повлекло перестройку работы кочегаров, среди них началось соревнование на лучшее

держание пара.

Серьезным испытанием для речников Севера стала Великая Отечественная война. Началась мобилизация. С первых дней войны речники уходили на фронт добровольцами. Экипажи многих плотоводов стремились в

навигацию 1941 г. буксировать только большегрузные плоты. Такие плоты

доставляли в Архангельский порт пароходы «Павлин Виноградов», «Коминтерн» и другие. Получило широкое распространение соревнование за

перевыполнение заданий по скорости движения, за экономию топлива, за

участие экипажей в погрузочно-разгрузочных работах. Началось соревнование под девизом «Работать за себя и за товарища, ушедшего на фронт».

Готовили новые кадры взамен ушедших на фронт опытных речников. Руководство пароходства большое внимание уделяло экономии материальных ресурсов, особенно горюче-смазочных материалов. Масленщики плотоводов старательно собирали и фильтровали отработанные масла, использовали их для смазки вспомогательных механизмов. На пароходе

«Павлин Виноградов» и других работали с двумя котлами, времени на

котлоочистки нс тратили. Экипажи ограничивались усиленным продуванием котлов на стоянках. Нарком речного флота З.А.Шашков установил,

что весь командный состав судов: капитаны, их помощники, механики,

лично участвуют в производстве работ по ремонту судов.

В 1942 г. на многих фронтах враг продолжал наступление, требования

к объемам транспортировки грузов все более возрастали. Газета «Правда»

писала тогда: «Речной транспорт должен основательно помочь железнодорожному… Все, что может быть перевезено водой, должно быть снято с железнодорожного транспорта и передано на водный транспорт». Приток

на речной флот неподготовленных работников потребовал включения

опытных старых кадров в процесс подготовки и обучения новичков. Пришедшие на флот женщины, подростки настойчиво овладевали профессиональным мастерством. На пароходе «Павлин Виноградов» (капитан Александр Артамонович Щукин, механик Чечуев. пом полит Лукошков) среди

лучших были отмечены матросы Лиза Соснина и Тоня Гусева. Комсомолки стали настоящими вожаками молодежи на судне.

Основными грузами речников по-прежнему оставались лес. удельный

вес которого в перевозках составил 88,5% от общего веса грузов, а также

хлеб, картофель, овощи, рыба. соль, строительные материалы, металл,

нефть и промышленные товары для населения. В 1942 г. увеличились поступления по ленд-лизу бензина, продовольствия. Осуществлялись перевозки эвакуированного населения из западных районов страны, раненых

бойцов и офицеров, перевозка людей на оборонные работы. Несмотря на

трудности. Северное речное пароходство в военные годы неоднократно

признавалось победителем Всесоюзного социалистического соревнования

среди пароходств страны. Нарком речного флота З.А.Шашков наградил

большую группу речников Севера знаком «Отличник социалистического

соревнования».

Особенно острой во время войны была задача сохранения флота в пригодном состоянии. Редакция газеты «Речник Севера» пропагандировала

опыт лучших капитанов, механиков, шкиперов по уходу за судами и их

ремонту. Экипажи судов «Павлин Виноградов». «Роза Люксембург».

«Н.В.Гоголь» и других с честью выполняли поставленные задачи. Неоднократно речники Севера завоевывали переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны. Красное знамя ВЦСПС и Наркомата речного

флота. Но в целом Северное речное пароходство переживало в годы войны

тяжелый период. Перевозки народнохозяйственных грузов к 1945 г. сократились в 2.7 раза по сравнению с 1940 г., хотя речники и предпринимали

героические усилия для выполнения плана.

В послевоенные годы прежде всего надо было обратить внимание на

реконструкцию, обновление материальной базы пароходства. В 1950-е

годы пароход «Павлин Виноградов» — лучший плотовод Северного речного пароходства. Капитаном его был с 1948 г. Михаил Яковлевич Брюхов.

пришедший на смену А.А.Щукину. Он с юности связал свою жизнь с водным транспортом, прошел путь от матроса до командире парохода «Павлин Виноградов». Был штурвальным, штурманом, в годы Великой Отечественной войны — капитаном плотовода «Совет». Первым помощником

капитана на «Павлин Виноградов» был назначен Николай Васильевич Петухов. Механиком был Петр Федорович Трифонов — один из лучших механиков речного флота. Первым помощником механика плотовода стал

Василий Петрович Коряковский. Он возглавил соревнование за экономию

топлива и смазочных материалов, за точное выполнение графика профилактических работ. Секретарем партийной организации судна была Фаина Егоровна Чецкая.

История легендарного парохода «Павлин Виноградов», изображение №4

В 1942 г. по путевке комсомола молодая девушка из деревни Керга Верхне-Тоемского района пришла работать на речной транспорт. Она интересовалась судовождением, изучала лоцию. Через два года ее назначили штурвальным.

В 1948 г. экипаж флагмана Северного речного пароходства — парохода

«Павлин Виноградов» — впервые на Севере стал буксировать мощные караваны барж с утроенной нагрузкой, привел в Архангельск 9 груженых

барж объемом в 7 тысяч 700 тонн. «В навигацию 1948 г., — сообщал

М.Я.Брюхов, — на перевозках угля мы практиковали большегрузные плоты

весом 8-9 тыс. тонн. В отдельные рейсы нагрузка нашего прохода была

втрое выше плановой. А был один рейс, когда она достигла 366%». В последующие годы М.Я.Брюхов еще раз доказал капитанам, что можно водить караваны с большой нагрузкой. В 1949 г. он привел из Котласа в Архангельск уже 10 груженых барж с грузом 8158 тони. С 1949 г. он явился

инициатором чистки котлов во время хода судна. В начале 1948 г.

М.Я.Брюхов первым на Северной Двине подхватил почин волгарей-стахановцев выполнить пятилетку за 4 года. По примеру Волжского парохода «Руслан» команда парохода «Павлин Виноградов» разработала план досрочного выполнения пятилетки, включилась в стахановское движение за безостановочные рейсы буксирных пароходов, за ускорение оборачиваемости судов и за увеличение перевозимых ими грузов путем умелого использования течения реки. В 1950-е гг. каждое четвертое буксирное судно досрочно выполняло пятилетку, а в 1950 г. команда парохода «Павлин Виноградов» выполнила пятилетку уже к 20 мая.

Сложно было вести караван барж. Большая опасность подстерегала

плотовод на перекатах. Обычно сам М.Я.Брюхов вел караван по опасному

месту. Чтобы не допустить аварии, матросы в шлюпке выезжали на плот н

находились там. пока нс проходили опасные места. Сложно было вести

судно и в непогоду: тогда стальной трос, к которому крепились баржи,

натягивался как струна, и баржи могли столкнуться. К тому же на Северной Двине много перекатов, на участке Котлас-Архангельск их около 100.

От судоводителя требуется большой опыт. Малейшая невнимательность,

неосторожность грозит аварией и гибелью груза. На северных реках не

применялось специальное тормозное управление у плотов: они следовали

за пароходом-буксировщиком без лотов и якорей. А М.Я.Брюхов выступал

за скоростное движение. Вместо 8 км в час его буксир шел со скоростью 9

км в час. Весной, когда река полноводна, проводка судов требует большого опыта: нужно хорошо знать фарватер. И М.Я.Брюхов, несмотря на свой

опыт, постоянно изучал навигацию. Отправляясь в путь с очередным караваном, он всегда имел ясное представление о состоянии реки. Конечно же провести плот длиной более 500 метров мог только опытный капитан.

Еще в 1947 г„ когда М.Я.Брюхов работал на плотоводе «Совет», ему

было присвоено звание лучшего капитана Министерства речного флота

СССР. Вторично это звание он получил в 1952 г., будучи капитаном «Павлина Виноградова». В 1950 г. он стал лауреатом Сталинской премии за участие в коренном усовершенствовании методов эксплуатации речных

судов. В 1953 г. его наградили орденом Ленина, в 1958 г. присвоили звание «Лучший капитан бассейна».

С 1968 г. пароход «Павлин Виноградов», находившийся на балансе Северного речного пароходства, был снят с буксирной работы. Его использовали как пародатчик при зачистке нефтеналивного флота в затоне Тулубьсво (Котласский район). Срок его службы подходил к концу. 21 ноября

1968 г. в областной газете «Правда Севера» было опубликовано предложение встеранов-котлашан о переоборудовании в музей и постановке на вечную стоянку флагмана Северо-Двинской речной военной флотилии — парохода «Павлин Виноградов». На словах ветераны были поддержаны Министерством речного флота РСФСР, Министерством культуры РСФСР,

Управлением Северного речного пароходства. Управлением Культуры

Архангельского облисполкома, речниками, писавшими свои отклики и

предложения в газету. Однако эта поддержка не нашла практического

осуществления.

В Котласском краеведческом музее хранится переписка с перечисленными выше органами, длившаяся долгие годы. Так. в письме из исполнительного комитета Архангельского областного Совета депутатов трудящихся от 28 января 1972 г. сочли нецелесообразным превращение парохода «Павлин Виноградов» в музей, мотивируя это тем, что судно неоднократно проходило капитальный ремонт, и многие конструктивные особенности, имевшие историческую ценность, были утрачены. «Не подвергались изменениям со времен Гражданской войны, — писал заместитель

председателя облисполкома А.Малков. — только паровая машина и гребные колеса». Но главной причиной было то. что требовались огромные

материальные затраты на ремонт и эксплуатацию парохода. Предварительная сумма расходов, названная А. Малковым — 200 тыс. руб., в последующих ответах из разных инстанций возросла до 400 тыс. руб.

Куда только нс обращались ветераны! 19 нюня 1974 г. они обратились

в центральную газету «Правда», но их письмо было отослано в Архангельский обком КПСС. И далее стереотипные ответы приходили из всех инстанций. Так, из Главного политического управления Советской армии и

Военно-Морского флота посоветовали обратиться в местные партийные и

советские органы. Никто нс хотел брать бремени расходов на рсмокт и

переоборудование парохода под музей. Управление культуры кивало на

Северное речное пароходство, а пароходство не соглашалось брать на себя

огромные расходы. «Источник финансирования отсутствует» — таков был

ответ всех инстанций.

Были, надо признать, и люди, считавшие возможным сохранить пароход «Павлин Виноградов» — в первую очередь, бывший нарком речного

флота З.А.(Пашков. Он даже подсказал способ удешевления проекта: постановка парохода на посгамент — это дешевле, чем держать судно на плаву. Ветераны-речники из Великого Устюга писали «…нас нс страшит запугивающая сумма в 300 тыс. руб., нам хватить 120-130 тыс. руб., потому

что мы не планируем для него новый корпус, он будет на железобетонном

фундаменте, а не на плаву. Основные восстановительные работы мы планируем провести общественностью — субботниками». Устюжане хотели

отбуксировать пароход в Великий Устюг к 60-летию Октября и привести

его в первоначальный внешний вид.

Последний отчаянный жест ветеранов — это акт осмотра парохода в затоне Тулубьево 14 июля 1979 г., где было отмечено, что пароход находится на плаву, не пришвартован и свободно перемешается ветром по акватории затона, находясь в крайне запушенном состоянии. Палубные люки

открыты, через них в корпус парохода проникает дождевая вола, стекла в

палубных надстройках и иллюминаторах разбиты, оборвана обшивка

внутри кают. Необходимо, считали ветераны, немедленно поставить пароход на определенное место, где можно было бы обеспечить охрану и осуществить ремонт. 31 августа 1979 г. были написаны письма о критическом

состоянии парохода «Павлин Виноградов» Министру речного флота

РСФСР Л.В. Багрову, Министру оборону СССР Д.Ф.Устинову, Начальнику

Главного Политического Управления Советской Армии и ВоенноМорского флота А.А. Епишеву, но было уже поздно. Вскоре на пароходе

«Павлин Виноградов», стоявшем в Тулубьево. частично выгорели деревянные палубные надстройки, оставшиеся демонтировали, а корпус передали в затон Лименда для резки на металлолом.

Таким образом, был утрачен еще одни памятник российской истории.

Не нашлось средств, чтобы сохранить память о наших прадедах, сражавшихся на Северной Двине, память о героических тружениках военных и

послевоенных лет, работавших не жалея себя для процветания страны…

Из архива АО «Северное речное пароходство»